Личный опыт        23 июня 2021        3265         1

Отзыв о путешествии в Стамбул

В 2019 году наша семья впервые собралась поехать за границу. К сожалению, отправиться в путешествие смогли не все члены семьи, а лишь трое — я, мама и мой старший брат. Страну для поездки мы выбрали очень быстро, сошлись единогласно на Турции.

Почему же именно Стамбул? Этот древнейший город привлек нас своей богатой историей, достопримечательности в нем можно встретить буквально каждые пару минут. Мы желали окунуться в культурное наследие Византия и Константинополя, а также более близко познакомиться с современным Стамбулом.

Так получилось, что мы втроем не являемся любителями пляжного отдыха, поэтому нас не особо интересовали курортные города, вроде Антальи, Белека и Кемера — это основная причина, по которой выбор пал именно на Стамбул. Его огромная культурно-историческая значимость важная не только для Турции, но и для всего нашего мира в целом.

С датой поездки мы определились достаточно быстро. Сошлись на октябре в первую очередь потому, что погода в Стамбуле в это время для нас идеальная: было около 15-20 градусов, тепло или прохладно, при этом без осадков, можно комфортно гулять по улицам. Кроме того, на это время можно было забронировать заинтересовавшие нас экскурсии как пешие, так и водные.

Перелет из Москвы в Стамбул и трансфер

Из Москвы мы вылетали в середине октября, а именно 14 числа. К счастью, как в российском, так и в турецком аэропорту все прошло без приключений: никаких особых трудностей на паспортном контроле и при сдаче багажа у нас не возникло. Мы несколько раз обращались за помощью к работникам аэропорта, которые с готовностью подсказывали дорогу и объясняли непонятные моменты.

Вид на Стамбул из самолета

Я перед перелетом немного волновалась, так как это был мой первый раз, но все прошло весьма неплохо. В стамбульском аэропорту нас ждал водитель трансфера, услуги которого в режиме онлайн брат заказал еще в Москве. До города вполне можно доехать и на общественном транспорте, но если вы никогда раньше не были в Стамбуле, не рекомендую такой способ. В первый раз трудно ориентироваться в незнакомом месте, к тому же, от перелета вы устанете и будете не так хорошо соображать. На мой взгляд, трансфер — идеальный способ доехать до отеля из аэропорта, намного комфортнее и быстрее общественного транспорта.

Заселение в отель

Брошюра с описанием услуг отеля, ценами и контактными данными

Если вы тоже планируете гулять целыми днями, а отель вам нужен исключительно, чтобы переночевать и помыться, смело бронируйте отель 4 или 3 звезд. Там не менее комфортные номера, а персонал такой же вежливый. Однако стоимость значительно ниже, чем в пятизвездочных, а смысла переплачивать за услуги, которыми ни разу не воспользуетесь, нет никакого.

Добравшись до отеля, мы сразу же прошли регистрацию, с ней трудностей не возникло, все сотрудники говорили на английском, которым я отлично владею. К тому же, к нам позвали русскоговорящую девушку-работника, она более подробно рассказала нам об отеле, где что располагается, как обратиться за помощью в случае необходимости и т.п.

Наши первые впечатления

Наш номер был еще не готов, поэтому нужно было немного подождать. Решив зря не терять время, мы оставили багаж под присмотром персонала и пошли прогуляться по окрестностям. Наше внимание сразу же захватили необыкновенная природа, отличная от русской, внешний вид людей (часто это другая одежда, особенно у мусульманских женщин) и сами городские улице.

Красочный природный ландшафт

Хочу рассказать отдельно про последнее: в Стамбуле очень многие водители нарушают простейшие ПДД, они не особо смотрят на светофоры и пешеходные переходы. Машины и мотоциклы (а их здесь очень много) часто появлялись из-за угла совершенно неожиданно. Предостерегаю вас сохранять бдительность на дорогах, всегда переходите дорогу только в толпе, не рискуйте делать это в одиночку.

Дороги Стамбула

Мои первые впечатления о Стамбуле были несколько смешанными. С одной стороны, самобытная эстетика древнего города с уникальной архитектурой и интересными пейзажами, а также первоклассное обслуживание в отеле и удобный трансфер. С другой же, меня напугала опасность дорог, когда автомобили не останавливаются на красный свет, а более или менее безопасно перейти на другую сторону можно только с другими людьми.

Далее мне бы хотелось более подробно рассказать о том, ради чего мы прилетели в Стамбул — изучение истории и культуры с помощью посещения достопримечательностей.

Второй день: экскурсия «Стамбул-Константинополь, или по следам Византии»

Когда мы планировали поездку, мы сразу же решили совместить самостоятельный осмотр достопримечательностей с экскурсиями от профессиональных гидов. Мы выбрали две пешие и одну водную. На второй день нашего пребывания в Турции была запланирована одна из них — «Стамбул-Константинополь, или по следам Византии» с Федаи, русскоговорящим гидом, коренным жителем города.

Хотелось бы отметить, что экскурсию мы заказали за три месяца до поездки. Советую и вам позаботиться об этом заранее, ведь подобные услуги очень популярны, комфортное время очень быстро занимают. 4-х часовая экскурсия посвящена Византийской империи, периодам ее зарождения, расцвета и падения.

Первым делом Федаи отвел нас на площадь Ипподром, где рассказал нам о величии этого сооружения, значении таинственных надписей на обелисках и важном событии, во время которого погибло 30 тыс. жителей. Именно с этой достопримечательности мы начали погружение в историю Византии, во времена, когда она только зарождалась и когда уже погибала.

Святые места: Собор Святой Софии и Церковь Святой Ирины

Вторым пунктом в нашей экскурсии стал Собор Святой Софии, или Айя-София. Это один из тех немногочисленных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и одна из самых, если не самая, посещаемая достопримечательность Стамбула.

Собор Святой Софии

До 1453 года собор был центром жизни христиан, однако его преобразили в мечеть после захвата Османской империей. Хотя это по большей части не действующий храм, а музей, он все равно поразил нас удивительной архитектурой, интересными мозаиками и особенной энергетикой.

Собор Святой Софии, внутреннее убранство

Затем мы проследовали в Церковь Святой Ирины, один из самых древних христианских храмов, сохранившихся до нашего времени. Вопреки своему имени, она посвящена не великомученице, а «Святому, Божественному миру», наступившему после междоусобицы. Здесь мы узнали, как христианство на некоторое время установило господство в Константинополе и увидели место, где, по некоторым предположениям, захоронен император Константин.

Церковь Святой Ирины

Грандиозные водохранилища Стамбула

По плану следующим пунктом должна была стать цистерна Базилика, но наш гид решил для контраста сначала показать нам другую достопримечательность. Мы спустились в цистерну императора Феодосия 2, самое древнее водохранилище в городе, построенное между 428 и 442 годами. Оно гораздо менее популярно, нежели младший собрат, но однозначно превосходит его по красоте и величественности.

Цистерна Феодосия 2

Затем мы отправились в цистерну Базилика, возведенную для хранения внушительных объемов воды для императорского Большого дворца. Огромное подземное сооружение, конечно, вызывает восхищение своей грандиозностью, но меня и моих родственников больше впечатлила цистерна Феодосия 2.

На этом наша экскурсия закончилась, Федаи дал нам пару полезных советов по поводу транспорта, оплаты в ресторанах и магазинах и порекомендовал интересные места для посещения. Благодаря ему, мы позже купили проездной, который значительно облегчил наше передвижение по городу.

Вечерний Стамбул

Мы также стали расплачиваться исключительно наличными, так как в Стамбуле часто пытаются обмануть туристов с помощью хитроумных манипуляций с банковскими картами. Например, могут сказать, что оплата не прошла, или ввести большую сумму на терминале.

Третий день: экскурсия «Сон наяву — великий османский Стамбул»

На следующий день мы с самого утра отправились на еще одну экскурсию с тем же гидом. В этот раз она была посвящена эпохи Османской империи, другому важному периоду в истории Стамбула.

Прежде чем перейти к осмотру достопримечательностей Федаи рассказал нам о ключевых моментах в жизни древнего Константинополя и более подробно о том, как пала Византийская империя и как османский архитектор Синан спас великую Айю-Софию от разрушения.

Мечети Султанахмет, Сулеймание и Нуруосмание

В рамках экскурсии мы посетили целых три мечети. Первая по значимости из них — мечеть Султанахмет (или Голубая мечеть), построенная в 1616 году. Ее признают одним из символов Стамбула и считают выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры.

Вторая по важности и первая по размерам мечеть города — мечеть Сулеймание, построенная во время пика могущества османов. Здесь мы увидели усыпальницу Сулеймана 1 и его жены Роксоланой и познакомились с историей их невероятной любви. К тому же, многое узнали о великих деяниях султана, благодаря которым ему дали имя Великолепный.

Мечеть Сулеймание

Мы также посетили мечеть Нуросмание, которая не обладает такой значимостью как предыдущие две, однако отличается своей роскошной архитектурой. Строение выполнили в стиле османского барокко, для которого характерны богатые отделки, множество декоративных деталей и ярких орнаментов.

Мечеть Нуросмание

Дворец Топкапы

Больше всего в этой экскурсии мне понравился дворец Топкапы, где мы подробно рассмотрели богатые покои султанов и их жен. Это роскошное сооружение, воздвигнутое в 1479 году, являлось резиденцией правителей и административным центром государства.

Прогуливаюсь по окрестностям дворца Топкапы

Узнали самые сокровенные тайны правителей, хранившиеся веками, и смогли окунуться в жизнь знаменитого гарема, выяснив, как проводили свое время наложницы султана. Помимо этого, в дворце Топкапы мы познакомились с богатой выставкой экспонатов из разных периодов истории Турции. К сожалению, не могу представить вам больше фотографий этого прекрасного сооружения, так как съемка запрещена почти на всей территории дворца.

Дворец Топкапы

Четвертый день: обзорная экскурсия на воде

Мы решили разнообразить времяпрепровождение водной экскурсией по проливу Босфор, ее прекрасно рассказал русский молодой гид, имя которого я, увы, не помню. Во время этого путешествия мне особенно запомнилась легенда о происхождении названия пролива: Зевс изменил своей жене Гере с земной девушкой и превратил ее в корову, надеясь избежать мести разгневанной богини. Однако та все равно настигла возлюбленную мужа, которая бросилась в воду в попытке спастись. Пролив получил имя Босфор, что означает «коровий брод» в древнегреческом языке.

Дворец Долмабахче, вид с Босфора
В окрестностях дворца

Мы делали несколько остановок в ходе поездки, в одну из которых отправились в дворец Долмабахче, построенный в 1853 году для султана Абул-Меджиа 1. Это изысканное сооружение в барочном стиле, поражающее красотой и роскошью убранства и архитектуры. Мне особо запомнились мечеть Долмабахче и один из музеев, расположенный на территории дворца, — музей часов.

Иду исследовать дворец
Сад Долмабахче

Полезные советы

В конце моего обзора хотела бы дать вам несколько советов, чтобы помочь провести свой идеальный отпуск в Стамбуле:

• следите за безопасностью: как я уже упоминала, в городе очень опасная ситуация на дорогах, будьте крайне бдительны;
Улицы Стамбула
  • обратите внимание на оплату: всегда проверяйте чеки в предприятиях питания и в магазинах, если расплачиваетесь по карте, но лучше этого вообще не делать; в некоторых банкоматах можно снять деньги без комиссии, желательно заранее найти их в интернете;
  • не бойтесь торговаться: если не хотите переплатить за товар, помните, что вы почти всегда можете существенно снизить цену; используйте такую схему «предлагайте стоимость ниже — снижаете еще пару раз — притворяетесь, что уходите, так как слишком дорого», после последнего продавец обычно максимально снижает цену;
Самобытный базар
  • заранее забронируйте все, что возможно: позаботьтесь о проживании, трансфере, экскурсиях и других услугах, чтобы не делать это в последний момент и не упустить интересные предложения;
  • попробуйте турецкую кухню: советую в обязательном порядке купить местные сладости (мне особенно понравилась пахлава), кокореч (мясное блюдо с овощами), балык-экмек (рыбное блюдо) и местный чай (он сильно отличается по вкусу от нашего); из уличных угощений рекомендую вам жареные каштаны и кукурузу, которые можно приобрести в уличных лавках, встречающихся здесь на каждом шагу.
Автор поста: Ксения Горбач, 24 года, студентка.

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Степан:

Решили лететь в Турцию, тоже выбрали Стамбул: потому что лира дешевая, тропа уже хожена, ну и вообще, не в Танзаию же с нашим бюджетом.